Роспись потолка Сикстинской капеллы — одно из самых масштабных произведений искусства эпохи Ренессанса, дошедшее до наших дней. Ее площадь, равная площади 1/6 части футбольного поля, поражает воображение, особенно если учитывать, что все рисунки были созданы менее чем за 5 лет. Интересно, что Микеланджело, сам себя считавший скульптором, а не художником, до этого никогда не работал в технике стенной живописи. Может, поэтому и за заказ великий итальянец взялся с небольшой охотой. Хотя некоторые биографы считают, что к работе его побудило не что иное, как желание доказать свое мастерство. Сикстинская капелла в Ватикане была построена в 1473–1481 годах по заказу папы Сикста IV, в честь которого и получила свое название. Для росписи стен капеллы были приглашены самые известные художники своего времени, включая Сандро Боттичелли. Не остался без внимания и потолок: на нем мастер по имени Пьерматтео д’Эмилия нарисовал золотые звезды на синем фоне. В 1504 году на потолке появились трещины, которые заделали кирпичами. Однако папа Юлий II решил заново оформить потолок, и в 1508 году знаменитый флорентиец Микеланджело Буонарроти начал создавать свое величайшее творение. С 1871 года Сикстинская капелла — единственное место, где проходят выборы нового папы римского. Именно над ней поднимается белый дым, оповещающий о том, что миру скоро представят нового главу католической церкви.
Вопреки распространенному мнению, Микеланджело расписывал потолок не лежа на настиле, а стоя, запрокинув голову назад. Работа над фреской без преувеличения стоила мастеру, которому на момент начала росписи, в 1508 году, было всего 33 года, здоровья: у него развилась ушная инфекция из-за попадавшей на лицо краски, появился артрит и сколиоз. Более того, из-за недостаточного освещения во время работы долгое время Микеланджело мог читать, только подняв текст высоко над головой.
Микеланджело работал в технике афреско: на потолок наносилось столько штукатурки, сколько планировалось заполнить рисунками за один день. В отличие от техники асекко, которая предполагает роспись по сухой штукатурке, афреско позволяет создать более долговечные работы. Если вся оштукатуренная поверхность не заполнялась рисунками, слой снимали и на следующий день наносили заново. Однако некоторые детали изображений были созданы асекко, из-за чего во время реставрации в 1980–1994 годах местами утратились тени от фигур и глаза. Рядом с головой и рукой можно увидеть границу штукатурки, положенной для дневной работы. Существует мнение, что Микеланджело в одиночку создавал всю роспись. Однако данные, полученные в ходе реставрации 1980–1994 годов, говорят о том, что мастеру помогали как минимум три человека, которые писали путти (изображения мальчиков, характерные для искусства Возрождения) и имитацию архитектурных деталей. По бокам от центральных сцен фрески Микеланджело разместил изображение 7 пророков Израиля и 5 сивилл — пророчиц, которые, согласно античным представлениям, предсказывали будущее. Всего сивилл было 10, а принцип, руководствуясь которым художник выбрал 5 из них, остается неизвестным. По одной версии, они обозначают разные места на Земле.
Сивилла Дельфийская.
Благодаря особому приему, использованному Микеланджело, создается впечатление, что сюжеты росписи разделяют архитектурные элементы (пилястры, ребра, карнизы). Однако на самом деле те нарисованы: техника тромплей позволяет создавать псевдотрехмерные изображения на плоской поверхности. Работа над фресками проходила в три этапа. Границу между ними обычно проводят поперек свода: первый этап заканчивается «Жертвоприношением Ноя», а второй — «Сотворением Евы». Несмотря на то что фрески в целом смотрятся гармонично и для неспециалиста разница не очень заметна, изображения «третьего этапа» несколько отличаются от первого и второго. Дело в том, что после завершения «Сотворения Евы» леса разобрали, чтобы перенести в другую часть капеллы и у Микеланджело появилась возможность увидеть работу снизу. Художник решил, что фигуры получились мелкими и неразборчивыми, поэтому на третьем этапе он укрупнил фигуры героев и упростил их жесты. Для работы на большой высоте Микеланджело спроектировал особенные строительные леса, которые крепились к балкам в стенах капеллы. Они позволяли работать по всей площади потолка и не мешали тем, кто находился внизу: во время росписи потолков в капелле проводились службы. Полностью увидеть свою работу снизу гений Возрождения смог только после ее завершения, когда леса были убраны окончательно. Всего на потолке изображено помимо прочих деталей 343 фигуры. Листья дуба и желуди, которые держат в руках некоторые ignudi (обнаженные юноши), считаются данью папе Юлию II. Дело в том, что на гербе рода Ровере, к которому принадлежал папа, изображен дуб. В люнетах потолка — пространстве под круглыми арками, расположенными над окнами, — Микеланджело изобразил предков Иисуса. Изначально люнетов было 16, однако 2 из них, расположенные на алтарной стене, были уничтожены самим же мастером, чтобы освободить места для одной из частей композиции «Страшного суда». Хотя и принято считать, что запретным плодом было яблоко, во фрагменте «Грехопадение и изгнание из Рая» Микеланджело изображает Древо познания добра и зла в виде фиги, плоды которого называют инжиром. Интересно, что в правой и левой части фрагмента Адам и Ева изображены по-разному: после грехопадения (справа) их лица обезображены и искажены гримасой, тогда как до вкушения плода — красивы и одухотворены. Кстати, Змей-искуситель представлен здесь в женском обличии. Ни в одном сюжете росписи потолка нет фигуры взрослого Иисуса (возможно, он присутствует только в «Сотворении Адама», где представлен в детском возрасте). Объяснение этому очень простое: на потолке Микеланджело рисовал сцены исключительно из Ветхого Завета, где появление Христа было только предсказано, тогда как жизнеописание Сына Божьего приводится в Новом Завете. Спаситель изображен художником на алтарной фреске «Страшный суд» и вопреки традиции — безбородым.В 1564 году папа Пий IV поручил художнику Даниеле да Вольтерра «одеть» наиболее «бесстыдно обнаженные» фигуры в части фрески под названием «Страшный суд» на алтарной стене капеллы. Сама фреска, кстати, была написана Микеланджело между 1536 и 1541 годами, то есть спустя четверть века после работы над потолком. Художник выполнил поручение главы католической церкви, за что и получил насмешливое прозвище Il Braghettone — буквально «штанописец». Однако в ходе реставрации часть фигур была «оголена», и сегодня мы можем видеть их точно такими же, как их написал великий флорентиец. Изображение Бога в части «Сотворение Адама» было абсолютно необычным для того времени. До Микеланджело никто не писал его в движении — если вообще писал, поскольку, как правило, Создателя изображали только аллегорически, в виде руки. Вопросы у исследователей вызывает и женская фигура по левую руку от Творца: есть версия, что это Ева, а остальные фигуры изображают их с Адамом потомство и человечество в целом. Известна гипотеза о том, что очертания ткани вокруг Бога повторяют очертания человеческого мозга, а абрисы фигур людей рядом с ним — различных его отделов. Однако есть и другая версия, согласно которой ткань повторяет контур матки, а зеленый шарф — недавно перерезанную пуповину. Исследователи говорят, что таким образом Микеланджело хотел показать идеализированный процесс рождения человека, что объясняет наличие у Адама пупка. Хотя практически все фрески Микеланджело рисовал по мере продвижения по потолку и сводам, изображения Бога были сделаны им в последнюю очередь. Художник считал, что, перед тем как приступать к написанию фигуры Творца, ему необходимо отточить мастерство. В окружении Иисуса в сцене «Страшный суд» изображен один из апостолов, Варфоломей, держащий в руках содранную кожу. Считается, что Микеланджело написал на ней автопортрет как олицетворение своих мук из-за нежелания работать над фреской. Впрочем, большинство исследователей творчества гения Возрождения эту версию отрицает.
Материал подготовила
Администратор
КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Виктория Кузенко