В деле № СИП-960/2019 суд по интеллектуальным правам поддержал решение Роспатента о запрете зарегистрировать способ изменения генома эмбриона с целью сделать его устойчивым к ВИЧ. Разработчики генетической модификации пытались получить патент на способ модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека на стадии от зиготы (день 0) до бластоцисты.
Согласно пункту 4 статьи 1349 ГК РФ не могут быть объектами патентных прав:
1) способы клонирования человека и его клон;
2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;
3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;
4) результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Судебная коллегия суда по интеллектуальным правам поддержала вывод Роспатента о том, что заявленный способ основан на действиях с клетками зародышевой линии, содержащими модифицированный геном, включающий основную часть генома человека, а, следовательно, с учетом пункта 4 статьи 1349 ГК РФ не позволяет признать его объектом патентных прав.
Также суд проанализировал международное регулирование вопроса:
- Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, принятая единогласно и путем аккламации на 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 11 ноября 1997 года, в 1998 году Декларация одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций,закрепляет следующее:
- геном человека знаменует собой достояние всего человечества (статья 1),
- в его естественном состоянии геном не должен служить средством обогащения (статья 4),
- каждый человек имеет право на возмещение вреда, причиненного непосредственным и детерминирующим воздействием на его геном (статья 8),
- статья 10 декларации устанавливает, что человеческое достоинство, права человека (как отдельного лица, так и групп людей) превалируют над исследованиями, касающимися генома,
- в то же время пункт 2 статьи 12 декларации провозглашает свободу научных исследований как основы развития знаний о геноме. Целью подобных исследований объявлено улучшение состояния людей и всего человечества,
-
статья 14 предлагает государствам принимать меры, благоприятствующие научным исследованиям в области генома.
- Генеральная Ассамблея Организации объединенных наций 08.03.2005 резолюцией № 55/280 приняла Декларацию о клонировании человека с призывом ко всем государствам:
- принять меры для защиты человеческой жизни в процессе применения биологических наук (подпункт A),
- запретить все формы клонирования в той мере, в которой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни (подпункт B),
-
а также запретить использование методов генной инженерии, которые могут повредить человеческому достоинству (подпункт C),
- принять меры для предотвращения эксплуатации женщин в процессе применения биологических наук (подпункт D),
- и, наконец, 15 принять меры для реализации на национальном уровне указанных принципов.
-
Статья 13 Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицине) от 04.04.1997, заключенной в городе Овьедо, разрешает вмешательство в геном человека, если оно необходимо в терапевтических, профилактических или диагностических целях и при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека. Документ дополнен Дополнительными протоколами от 12.01.1998, от 24.01.2002, от 25.01.2005 и от 27.11.2008. Российской Федерацией Конвенция и протоколы ратифицированы не были. Таким образом, международное сообщество признает допустимым даже изменение генома человека, например, с целью лечения наследственных болезней, если только эти изменения не будут переданы по наследству.
Указанные международные документы не обязательны для применения в Российской Федерации и не могут рассматриваться как часть отечественного законодательства, они носят характер рекомендаций, этических норм, которые следует учитывать как законодателю, так и в судебной практике в процессе текущей деятельности. Именно такой подход применил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.02.2016 № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», указав: «тот факт, что вышеуказанные Конвенция и Дополнительный протокол к ней в настоящее время не подписаны и не ратифицированы Российской Федерацией, не исключает возможности учета и использования их положений при формировании российского законодательства в сфере трансплантации».
При осуществлении такого вида медицинского вмешательства, как изменение генома человека, – в условиях возможного конфликта интересов – первоочередной задачей является достижение баланса конституционно значимых ценностей и охраняемых прав, что предопределяет содержание правового регулирования в данной сфере, которое должно учитывать в том числе нравственные, социальные и иные аспекты этого вида медицинского вмешательства. На данный момент такого правового регулирования не сформировано, в связи с чем государством введен обоснованный существующей ситуацией запрет на патентование способов модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека.
Источник: https://kad.arbitr.ru/Card/72745b29-2880-49cf-8ce1-6d737523cc78
Материал подготовила
Руководитель юридического отдела КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Екатерина Горбунова