Как не споткнуться на пути саморазвития
Павел Безручко
«Вы можете не меняться. Выживание не является обязанностью», — сказал в 1980-х классик менеджмента Уильям Эдвардс Деминг. Тогда мир трансформировался куда медленнее. Сейчас же умение развиваться и делать это быстро — главный вопрос карьеры, а иногда и простого выживания в профессии. Но как развиваться самостоятельно? Нас этому не учат ни в школе, ни в институте — хотя стоило бы. Поэтому мы движемся неспешно, порой бесцельно, бросаем начатое и редко получаем удовольствие от процесса перемен.
Лет 15 назад я начал ходить в одиночные походы — примерно две недели иду по тропе и несу с собой все необходимое. Побывал во многих странах и регионах: на Алтае, Кавказе, Корсике, в Норвегии, Исландии, Непале, Аргентине и т. д. Такой стиль путешествий прекрасно «перезаряжает», снимает эмоциональную и физическую усталость, но требует совершенно иного подхода, чем традиционные путешествия.
В свой первый одиночный выход я собирался примерно так же, как раньше, когда ходил с туристическими группами. Мой рюкзак с вещами на две недели весил около 30 кг. Мягко говоря, я не наслаждался походом — а точнее, просто умирал от усталости: я добирался до стоянки лишь затемно и валился без сил. Максимальное расстояние, которое я проходил в день, составляло 10 км. После этого путешествия я понял, что не умею правильно собирать рюкзак. И еще не умею правильно ходить. Я окончательно осознал это, когда некоторое время шел по тропе с человеком, который всю жизнь работал проводником в горах. Ему было глубоко за 60. Типичная картина: после привала я быстро убегал вперед, оставляя «дедушку» далеко позади, а к следующей остановке приходил значительно позже и уставал гораздо сильнее. Содержимое его рюкзака, включая продовольствие, весило около 10 кг. Я определенно делал что-то неправильно — и это нужно было срочно менять.
Процесс изменений, или саморазвития, не был простым и быстрым. Я перепробовал много подходов, перелопатил массу источников, изучил опыт походников со стажем. В конце концов я достиг желаемого результата — и одновременно сформулировал для себя четыре основных принципа, позволяющих пройти по пути изменений с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки.
Внимание на образ будущего
Когда мы говорим, что человек развивается, мы подразумеваем, что он постепенно делает что-то с лучшим результатом, чем раньше. Получается, что развитие — путь из точки «А», где мы находимся сегодня, в точку «В» — желаемое будущее. В этом смысле развитие отличается от обучения — процесса овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Это изменение действий и результатов в реальном мире, в работе или, как в моем случае, в путешествии.
Чтобы развиваться, необходимо поставить перед собой цель. Но как ее сформулировать, чтобы она побуждала нас двигаться вперед? Предположим, вы учите английский язык и говорите себе: «Моя цель — пройти 20 уроков по скайпу» или «Я должен освоить учебник». В таком случае вы оперируете терминами процесса обучения. Если же вы думаете: «Чтобы получить повышение, мне нужно читать электронную почту и проводить совещания на английском», — то ориентируетесь прежде всего на результат. Какая из этих целей мотивирует сильнее? Очевидно, вторая, потому что она содержит конкретный образ будущего, важного для вас. Именно такие цели дают нам достаточно топлива, энергии, чтобы меняться, — а меняться, признаемся себе, мало кто действительно готов.
Любовь к путешествиям и одновременно физические страдания помогли мне сформулировать свою цель — проходить в день по 30 км (то есть в три раза больше, чем я мог в тот момент) и при этом не уставать, а получать удовольствие. Для этого мне пришлось радикально изменить абсолютно все, что я делал и к чему привык в своих путешествиях.
Установка на рост, а не на данность
Исследователи (см., например, книгу Кэрол Дуэк «Гибкое сознание») утверждают, что, рассуждая о развитии, мы можем руководствоваться одной из двух установок. Первая установка — на данность. Она подразумевает, что мы на самом деле не верим, что можем существенно меняться или развиваться, поэтому для нас важнее всего сохранить то, чего мы уже достигли. Ошибки и неудачи, с которыми связано развитие, ставят под сомнение нашу компетентность и позитивный образ самого себя. Вторая установка — на рост. Мы уверены, что можем развиваться, значительно и быстро менять свое привычное поведение и результаты. Ошибки на этом пути неизбежны и нормальны — они часть процесса развития.
Спортсмены с установкой на данность ухудшают свои результаты после побед. Они полагают, что уже всем все доказали, и начинают меньше тренироваться и выступать («Мало ли, вдруг в новом соревновании я проиграю»). А их коллеги с установкой на рост, наоборот, считают победу лишь этапом на пути к более серьезным соревнованиям и новым вершинам. Они не боятся поражений, тренируются больше и выступают все лучше. Инструкторы автошкол тоже знают эту закономерность: новички, которые верят, что водить машину не так уж сложно и все можно освоить, учатся гораздо быстрее тех, кто убежден, что управлять автомобилем трудно.
Готовясь к новому походу, я понимал, что нужно снизить вес рюкзака на старте с 35 до 10 кг, но внутренний голос уговаривал меня: «Брось! Это совершенно невозможно! И небезопасно!» А перед глазами был пример немолодого инструктора: раз он так может, почему не могу я? Я начал всерьез изучать тему легкоходного туризма и осознал, что мое снаряжение очень тяжелое и его слишком много. Для примера — моя палатка весила 3 кг, а легкий тент — всего 400 г. Тяжелые туристические ботинки весили 1,5 кг каждый, тогда как пара легких кроссовок — около 600 г. Вместо шести пар носков можно брать две и стирать по мере необходимости. И так со всеми элементами снаряжения.
Принцип малых шагов
Большинству из нас развиваться мешают торопливость и жадность. Если пытаться выучить 150 английских слов в день, то, просидев полдня за учебником и зазубрив слова, вы почувствуете себя полностью истощенным. Вам будет плохо. Поэтому на следующий день вы забросите учебники и займетесь чем-то более приятным.
А что, если разбить маршрут к цели на небольшие этапы? Например, 20 слов в день, а если и это сложно, то 10. Вы можете сказать: «10 слов? Это же так мало!» Но к концу года ваш словарный запас будет составлять более 3,5 тыс. слов. А для уверенного повседневного общения достаточно 1,5—2 тыс.
Этот принцип можно применять в любой сфере. Если, чтобы развиваться, вы решили читать, — пусть это будет глава, а не книга в день. Если задумали осваивать новые действия и работать по-новому, то вводите по одному новому действию в день, а остальное делайте, как прежде. Если приняли решение учиться дистанционно, например на платформе Coursera, проходите в день по уроку, а не по целому курсу. А если речь идет о тренировке в спортзале, то проводите там по часу ежедневно, а не по шесть часов раз в неделю по субботам.
Как этот принцип соотносится с моей туристической историей? Первым соблазном (и большой ошибкой, как оказалось) было просто выкинуть все лишнее снаряжение, а то, что осталось, заменить на самое легкое и пройти маршрут с минимальным набором предметов. Я помню свой одиночный поход по горной кавказской тропе с пятикилограммовым рюкзаком. Первый день был просто сказочным: я шел легко, чувствовал себя счастливым и почти не уставал. А ближе к вечеру началась гроза. Я промок до нитки и замерз почти до смерти, поскольку отказался практически от всего привычного снаряжения разом. При сильном ветре я так и не смог растянуть легкий тент, пришлось кое-как завернуться в него и ночевать на камнях. В тот раз я сошел с маршрута всего через два дня. Но к следующим походам изучил новое снаряжение, один элемент за другим, и тренировался использовать его, пока это не стало получаться «на автомате».
Сейчас я понимаю, что разделить мой путь к большому результату на короткие отрезки с ясными промежуточными вехами можно было и так: «каждый следующий поход — минус 5 кг в рюкзаке и плюс 5 км в день». Однако тогда я еще не до конца прочувствовал важность этого принципа.
Обратная связь и положительное подкрепление
Обратная связь (информация о наших успехах) и положительное подкрепление (небольшая награда, которую мы даем себе, сделав шаг в нужном направлении) существенно облегчают процесс саморазвития. В качестве подкрепления можно использовать простую фразу, сказанную самому себе: «Я молодец!» или (не смейтесь, это работает!) кусочек шоколада, от которого мы воздерживаемся в обычной жизни. Выбирая способ поощрить себя, стоит проявить изобретательность.
Человеку свойственно забывать о том, что он собирался поступать правильно. Ресурс нашей воли ограничен. Чтобы его не растерять, поощряйте себя сразу после того, как сделаете очередной маленький шаг. Если вы пропустили какой-то шаг в развитии, не ругайте себя (не давайте отрицательного подкрепления) — просто возвращайтесь к намеченному плану и продолжайте себя хвалить.
Расскажу, как я учился ходить. Среди туристов много разных людей: есть молодые, есть спортсмены, кому-то за 60 или даже за 70 лет, есть люди с лишним весом вроде меня. Темп ходьбы у каждого свой: одни ходят быстро, другие не очень. Если легкоход идет в своем темпе, каждый день пути прибавляет ему выносливости. Комфортный темп ходьбы определить очень просто: человек не потеет, не мерзнет и практически не устает, если каждый час отдыхает по 10 минут. Если же турист начинает гнаться за другими, он теряет силы и его темп снижается. Подстраиваясь под более медленных ходоков, он опять-таки больше устает. Словом, ходьба в своем темпе приносит удовольствие, а это и есть положительное подкрепление!
Примерно через 10 лет я вернулся на свой первый одиночный маршрут и прошел его ровно в три раза быстрее, чем раньше.
Помощь со стороны
Саморазвитие — это изменение действий и результатов, которым управляет сам человек. В том, чтобы люди развивались самостоятельно, заинтересованы многие, в том числе работодатели. Требования к рабочему поведению последнее время обновляются настолько стремительно, что для многих профессий уже нельзя построить «профиль эффективного сотрудника» на 10 или хотя бы на пять лет и затем готовить людей в плановом порядке. По данным Росстата, в России (как и во всем мире) растет доля удаленного, временного и проектного персонала и соответствующих форм занятости. Квалификация и трудовое поведение таких сотрудников важны, но вкладывать много средств и времени в развитие персонала работодатели, как правило, не готовы.
Тем не менее организации способны влиять на то, как сотрудники усваивают правильные навыки и привычки, востребованные на рабочем месте. Для этого они могут воспользоваться приемом из области поведенческой экономики — так называемым подталкиванием. В отличие от прямых методов воздействия, подталкивание опосредованно влияет на поведение людей, задействуя принципы обратной связи и положительного подкрепления.
В случае с туристическими походами меня никто не подталкивал к изменениям. Но есть множество других поучительных историй. Рассмотрим одну из них, описанную в исследовании 2016 года «Формирование привычки и рациональная зависимость: эксперимент в области мытья рук».
Ученые из ведущих американских университетов (Гарвардского, Йельского, MIT) и Даккского университета в Бангладеш поставили перед собой амбициозную цель: обучить (а точнее — подтолкнуть) бедных индийских крестьян мыть руки с мылом перед приготовлением и употреблением пищи. Важность этой задачи трудно переоценить: каждый год в Индии более миллиона детей умирает от кишечных и респираторных инфекций. Одна из главных причин заболеваний — отсутствие представлений о личной гигиене. Благотворительные фонды и организации, работающие в сфере здравоохранения, вкладывали большие деньги в образовательные программы, но добились лишь незначительного эффекта.
Исследователи обнаружили, что крестьяне не мыли руки по той же причине, по которой многие из нас не делают зарядку или не выпивают достаточное количество воды в день, несмотря на то что врачи нам это рекомендуют. Дело не в том, что мы не обучены или ленивы, — просто у нас нет нужной привычки. Замер, проведенный до начала эксперимента, показал, что 79% участников (всего в эксперименте участвовали 3763 человека из 105 деревней в Западном Бенгали) знали, зачем мыть руки с мылом — чтобы уничтожать бактерии и вирусы и за счет этого предотвращать болезни. Но лишь 8% мыли руки перед приготовлением еды, и 14% — перед едой.
В ходе эксперимента ученые установили в домах крестьян настенные дозаторы с жидким мылом. Устройства были снабжены датчиками, позволявшими фиксировать каждый случай мытья рук и время использования. Исследователи случайным образом разделили всех испытуемых на три группы. Члены первой (контрольной) группы получили дозаторы, но не знали о датчиках. Во второй группе (группе мониторинга) все знали об установленном датчике и отслеживании частоты и времени мытья рук и получали об этом отчеты. Крестьянам из третьей группы (группы поощрения) установили особые дозаторы — они выдавали людям билетики, если в течение дня те пользовались ими определенное количество раз. Билетики можно было обменять на нужные, хоть и недорогие, товары. На этой группе исследователи проверяли, сохранится ли у людей привычка мыть руки с мылом после отмены вознаграждения.
Результаты исследования наглядно показали действенность обратной связи и вознаграждения. Мониторинг (а точнее обратная связь по его результатам) давал 23-процентный прирост частоты мытья рук по сравнению с контрольной группой. А в группе поощрения 70% крестьян регулярно использовали мыло по сравнению с 30% в контрольной группе. Примечательно, что эти результаты сохранились после того, как отчеты и вознаграждения были отменены. Количество инфекционных заболеваний у регулярно использовавших мыло сократилось в среднем на 30—40%.
Интересно, что трехкратное повышение стоимости билетика не привело к значимому приросту частоты мытья рук. Это говорит о том, что наличие совсем небольшого, но своевременного подкрепления дает значительный эффект по сравнению с отсутствием вознаграждения. А увеличение размера награды уже не вносит существенных корректив.
Саморазвитие — необходимый элемент, без которого не обойтись ни в рабочей, ни в личной жизни. Каким бы трудным ни казался этот путь, его можно пройти без потерь и усталости, если держать в голове образ желанного будущего, руководствоваться установкой на рост, а не на данность, двигаться небольшими шагами, отслеживать собственные успехи и поощрять себя. И хотя в том, что касается личного развития, инициатива — как и ответственность за результаты — лежит на самом человеке, помощь со стороны никогда не помешает. И оказать ее по силам работодателю, заинтересованному в том, чтобы сотрудники совершенствовались и осваивали новые навыки самостоятельно.
Об авторе. Павел Безруко — управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг».
Материал подготовил
Руководитель КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Рoмaн Зaйцeв