Сабина Наваз
Много лет назад у меня появился шанс возглавить организацию. Я предвкушала новые возможности и цели, стоявшие перед нами. Однако вместо всеобщего энтузиазма от того, что казалось мне увлекательной идеей, я получила критику и даже личное осуждение от некоторых членов команды. Они говорили, что мои цели слишком амбициозны и называли мою программу эгоцентричной. Некоторые считали, что я не прислушиваюсь к их мнению.
Несмотря на поддержку подавляющего большинства команды мое внимание было сосредоточено на тех 25% сотрудников, которые не разделили мое видение. Я понимала, что в целом нравлюсь людям, так как потратила на это немало времени и энергии. Но мысль о том, что кто-то может меня не любить, была для меня настоящим ударом. Я стала рассеянной, меньше спала, сбросила пять фунтов за одну неделю (а это не лучший способ худеть). Я даже начала думать о том, чтобы пойти на уступки своим критикам, хотя это было бы и неправильно для компании.
Тот эпизод в моей карьере требовал большой работы над собой. Со временем я поняла, как быть устойчивой к критике, научилась стоять на своем и принимать решения, руководствуясь интересами организации, а не собственной самооценкой. Вот уроки, которые я усвоила.
Не позволяйте застать себя врасплох, готовьтесь. Критика неизбежна, особенно если вы продвигаете масштабные идеи и стараетесь учитывать множество голосов. К сожалению, порой мы не контролируем нашу ответную реакцию на несогласие. В таких ситуациях нам может казаться, что на нас нападают. И это ощущение вызывает в миндалевидном теле мозга защитную реакцию: мы можем сдаться, дать волю эмоциям или агрессивно ответить собеседнику. Обо всех этих действиях впоследствии мы, скорее всего, будем сожалеть. Чаще всего подходящий ответ для таких случаев приходит нам в голову уже постфактум. Стоит обдумать такие ответы заранее и записать их в блокнот или хранить в заметках на смартфоне, если вы не сможете их запомнить.
К примеру, вы можете перефразировать критику, высказанную в свой адрес, чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника, и показать, что вы его услышали. Или вы можете сказать ему: «Я не смотрел на проблему с такой стороны, но ценю ваше желание поделиться со мной иной точкой зрения. Мне хотелось бы внимательно обдумать это и дать ответ чуть позже».
Действуйте рассудительно, не смотрите на проблему как на катастрофу. Если для вас очень важно, чтобы вы и ваши идеи нравились людям, вы можете быть особенно чувствительны к критике. Но смотреть на вещи со стороны полезно. Если во время презентации кто-то из ваших коллег покашливает или смотрит в телефон, возможно, дело в аллергии и невнимательности, а не в отрицательном отношении к вашим идеям. Не стоит делать поспешных выводов. Лучше просто узнать, в чем дело. Вы можете спросить: «Я заметил, что вы выглядите недовольным, это как-то связано с предметом обсуждения?» Если собеседник выражает обеспокоенность, попытайтесь оценить уровень интенсивности, значимости и неотложности его неодобрения. Вы можете уточнить: «Как сильно вас это расстраивает, если оценивать это по десятибалльной шкале?» Или просто спросите: «Насколько это для вас важно»?
Собирайте впечатления, не реагируйте. Если вы сталкиваетесь с осуждением впервые, попробуйте прояснить общую картину. Ваш собеседник выражает общее недовольство? Или же его критика – единичный эпизод, не стоящий вашего внимания?
Критика относится к вашей работе, а не к вам лично. Мы часто путаем себя и ту роль, которую мы исполняем в профессиональной сфере, и принимаем на свой счет замечания, хотя они не относятся к нашей личности. К примеру, глава отдела продаж может поспорить с директором по продукту вне зависимости от того, кто именно работает на этой должности. Отделите себя от своих рабочих обязанностей и определите, что спровоцировало критику. Это ваши личные качества или что-то, что естественным образом связано с вашими рабочими обязанностями?
Поддерживайте связь со своим «личным советом директоров», не изолируйте себя. Когда мы волнуемся из-за критики, то часто закрываемся от других. Попробуйте сделать наоборот. Соберите вокруг себя группу людей от 6 до 12 человек, заинтересованных в вашем успехе, которые могут быть с вами откровенными. Поддерживайте с ними контакт и делитесь чувствами, которые у вас вызывает негативная критика. Ищите у них совета и взгляда со стороны.
Заботьтесь о себе. Особенно болезненные комментарии от коллег могут привести к психологическим и физиологическим потерям. У вас могут возникнуть проблемы со сном и с питанием. Постарайтесь уделять себе больше времени. Заведите две-три маленьких привычки или ритуала для восстановления сил. Помните, что такие действия должны быть достаточно простыми, чтобы их регулярно выполнять. Это может быть короткая прогулка на свежем воздухе, общение с другом по дороге домой, пятиминутные записи в дневник перед сном или привычка каждое утро вспоминать об одном человеке, к которому вы испытываете чувство благодарности (можно отправить ему письмо со словами благодарности).
Сама я совершила множество длительных прогулок и после этого поняла, что несмотря на то, что я всю жизнь старалась вызывать симпатию у окружающих, нравиться всем невозможно. Чтобы быть успешным руководителем и двигаться вперед, мне нужно было привыкать к критике, даже если оно и наносило урон моему эго. Я поговорила с сотрудниками, критиковавшими меня, и подтвердила, что поняла их точку зрения. Затем я четко обозначила рабочий план и сказала всем, что буду рада, если они разделят эти цели и присоединятся ко мне в их достижении. Большинство сотрудников так и поступили. Придерживаясь описанных выше шагов, со временем я развила устойчивость к критике. Я научилась принимать реальность и пользу от разных мнений. И я ценю в себе те черты, которые другие могут иногда критиковать.
Об авторе. Сабина Наваз (Sabina Nawaz) — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.
Материал подготовил
Руководитель КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Рoмaн Зaйцeв