Актер, продюсер и писатель Александр Комбстронг знает, как разговорить даже заядлых интровертов и молчунов
Я — интроверт с социальной тревожностью, поэтому общаться с людьми у меня всегда не очень хорошо получалось. Я вообще мало говорил, что уж там. Но теперь я получаю больше удовольствия от общения, чем когда-либо. В этом мне помогли три достаточно простые хитрости, с которыми справится любой. Благодаря этим трем упражнениям мои навыки общения сильно укрепились. А когда улучшается общение, улучшается и жизнь в целом. Как говорит писатель Линда Ламберт, «один хороший разговор может навсегда изменить направление движения».
Эти упражнения очень простые. Я верю в простые вещи, которые работают. Но нельзя научиться вести разговор, просто прочитав, как это делать. Нужно применять эти знания на практике и изменять свои нейронные пути.
Попробуйте делать эти упражнения на протяжении недели. Это займет всего несколько минут в день, и вы скоро заметите разницу. Затем, когда появятся первые результаты, увеличьте темп. Если вы тихий, застенчивый, не слишком выразительный или замкнутый человек, то вам эти упражнения помогут больше всего, но они будут полезны и всем остальным. Мне потребовалась всего неделя, чтобы увидеть улучшения, а затем я уже не мог этого не делать.
1. Говорите, говорите, говорите
Этот прием основан на советах, которые даются актерам-импровизаторам, которые не всегда знают, что сказать.
Подготовка
Установите таймер на три минуты. Включите видеокамеру телефона и настройте ее на съемку. Начните запись.
Упражнение
Три минуты подряд говорите в камеру. Только и всего.
Неважно, о чем. Неважно, перескакиваете ли вы с одной темы на другую. Запинаетесь или заикаетесь. Это не имеет значения, даже если в ваших словах нет смысла. Просто говорите, не останавливаясь.
Если вы чувствуете, что вот-вот возникнет пауза, вставьте что угодно и продолжайте. Продолжайте и не останавливайтесь, пока не истекут три минуты. Содержание не имеет значения. Просто говорите, говорите, говорите!
Просмотрите запись. Затем повторите упражнение три раза.
Зачем это нужно
Это упражнение полезно по нескольким причинам. Во-первых, вы привыкаете слышать свой голос в записи. Поначалу это может быть ужасно неприятно, но вскоре привыкаешь. Только тогда вы начнете слышать свой голос как обычный человеческий голос.
Сначала собственный голос кажется вам странным, потому что он звучит иначе, чем вживую, когда звук доносится до ушей через лицевые кости.
Второе преимущество заключается в том, что вы тренируете мозг продолжать говорить, а не останавливаться сразу после выражения первоначальной мысли. Интроверты часто говорят лишь то, что считают важным, и останавливаются на этом. Все остальное кажется разговором ради разговора, а это не то, для чего мы созданы.
Но заставляя себя продолжать говорить, мы понимаем, что часто можем сказать гораздо больше чего-то важного, актуального или просто любопытного. Мы просто обычно замолкаем прежде, чем выдать все это. Мы прежде думаем, а потом говорим, но если говорить до того, как подумать, то оказывается, что нам есть что сказать.
Наконец, оглядываясь назад, замечаешь, что внезапные смены темы не так уж несуразны, как мы себе это представляем. На самом деле они вполне нормальны. Просто интроверты чувствительны к этому, поэтому думают, что неожиданное изменение предмета разговора привлечет к ним внимание. Но все далеко не так плохо, как кажется.
Все эти крутые, резкие смены тем в нашей голове, когда мы говорим на камеру, кажутся незначительными и естественными, когда мы смотрим повтор. Мы их даже не замечаем. Так вырабатывается уверенность, необходимая, чтобы вступить в разговор и сменить тему, когда мы считаем нужным.
Все эти «ммммм» и «ээээ», которые в разговоре кажутся целой вечностью, в ролике неожиданно оказываются быстрыми и естественными. Такое бывает даже с известными ораторами. Посмотрите хоть видео Бориса Джонсона.
Вывод
По сути, этот метод обучает мозг говорить больше, что облегчает течение разговора. Вы учитесь доверять себе, говорить и не останавливаться, когда вы изложили свою главную мысль. Также вы теперь можете спокойно сменить тему, потому что понимаете: это не так сильно раздражает, как вы думали. Теперь общение с более разговорчивыми собеседниками будет не таким односторонним.
2. Говорите о важном, говорите о мелочах, говорите быстро, говорите медленно… Вперед!
Этот прием основан на совете, который дают начинающим актерам, которым нужно проявить немного больше выразительности в работе. Он отлично работает и в реальной жизни.
Подготовка
Такая же, как и в пункте 1. Установите трехминутный таймер и настройте камеру телефона, чтобы снять себя.
Упражнение
Придумайте тему для разговора, в которой вы разбираетесь. Все, что угодно, даже вы сами. Это на самом деле не имеет значения. Затем запустите таймер и поговорите на эту тему в течение трех минут.
На этот раз не обязательно говорить без перерыва. Цель состоит в том, чтобы изменить ситуацию и усилить подачу. Говорите то неестественно быстро, то неестественно медленно. Делайте длинные паузы. Используйте весь свой вокальный диапазон от низкого до высокого. Подчеркивайте необычные моменты. Акцентируйте внимание при помощи тона голоса. Шепчите. Кричите. Делайте то, что кажется неестественным.
Сохраните содержание обычным, но измените подачу, чтобы она выходила далеко за рамки того, как вы обычно разговариваете.
Добавьте мимику и язык тела. Добавьте волнения и раздражения. Хихикайте. Получайте удовольствие.
После первых нескольких попыток можно увеличить таймер до четырех или даже пяти минут — при этом время может пролетать незаметно.
Посмотрите запись, а затем повторите три раза.
Зачем это нужно
Интроверты часто предпочитают выражать мысли четкими продуманными фразами, а не тоном голоса. От излишней выразительности мы чувствуем себя неловко.
Но дело в том, что даже если мы чувствуем себя неловко из-за чрезмерной экспрессии, никто, скорее всего, не обратит внимания. Люди все время видят очень выразительных людей и спокойно к этому относятся. Так что мы можем быть более экспрессивными, зная, что даже если мы стесняемся, никто этого все равно не заметит.
Вывод
Если мы позволим себе быть более выразительными, то нас будет интереснее слушать. Если не подчеркнуть важные, продуманные, интересные мысли, люди могут их не заметить. Сильно перегибая с экспрессивностью — а затем пересматривая это и понимая, что мы вообще-то и не перегнули — мы можем позволить себе больше свободы в разговоре. Общение будет более приятным, потому что мы будем более вовлеченными и интересными. И мы тоже будем довольны.
Шведская писательница Анника Тор прекрасно это выразила: «Разговор — это гораздо больше, чем просто слова. Разговор — это взгляды, улыбки, паузы между словами».
3. Да, и…
Третий пункт пришел из импровизационной комедии. Это фундаментальная техника импровизации, и она особенно хорошо работает в сочетании с первым упражнением, описанным выше.
Подготовка
Никакой специальной подготовки не нужно. Просто используйте это в любом случайном разговоре.
Упражнение
Эта фундаментальная техника импровизационной комедии творит чудеса. Идея состоит в том, что вы говорите «да» на все, что говорит другой человек, а затем что-то добавляете к этому.
Без «Да, и…» импровизаторам было бы сложно создать интересный номер. Когда мы вносим этот прием в реальный разговор, он может повернуться в новую, неожиданную сторону.
Вам не обязательно использовать именно слова «да» и «и». Главное — принять то, что говорит другой человек, и отталкиваться от этого.
Интроверты или просто молчаливые люди очень хорошо умеют слушать и принимать, но вот с дальнейшим часто бывают проблемы.
Это относится не столько к политическим дебатам, сколько к естественным повседневным разговорам.
Просто внимательно слушайте другого человека и принимайте его слова вербальным или невербальным «да», а дальше действуйте, отталкиваясь от этого. Соглашайтесь с мыслью или развивайте ее дальше вместо того, чтобы спорить или говорить что-то связанное.
Например, если ваша знакомая говорит о платье, которое ей понравилось, вместо того, чтобы высказаться о какой-то другой одежде, которая вам нравится, или высказать свое мнение, скажите: «Да, и…» Примите, что ей понравилось это платье, и опирайтесь на это. Предложите, с чем оно может хорошо сочетаться, для какого мероприятия подходит или на кого может произвести впечатление. Это приятнее, чем высказывать мнение или говорить о чем-то другом, что оно вам напомнило.
Зачем это нужно
Это делает общение более приятным. Вы прекрасно проведете время вместе и сможете установить взаимопонимание. Такой подход держит разговор в русле мыслей собеседника, а не ваших — и людям это нравится.
Вывод
Это упражнение не действует на мозг так, как первые два. Оно укрепляет позитивный стиль разговора очень простым образом. Оно отлично сочетается с первым упражнением, потому что вы учитесь говорить, не задумываясь, что нормально для повседневной беседы. Вы можете остановиться в последнюю секунду, если вам покажется, что вот-вот случится что-то плохое. Скажите: «Да, и…» после того, как собеседник что-то скажет. И добавьте что-то свое. Это способ не быть слишком молчаливыми, когда нам этого не хочется, и простая структура, которую можно использовать, чтобы поддерживать приятные разговоры.
Процитируем Эдварда Булвер-Литтона: «Настоящий дух разговора заключается в том, чтобы опираться на наблюдение другого человека, а не опровергать его».
Слушайте
Хорошо известный совет: во время разговора слушайте собеседника, а не придумывайте, что сказать дальше. Люди часто переживают, что им нечего сказать, и начинают обдумывать следующую фразу, чтобы не стать причиной неловкого молчания. Но если начать думать слишком рано, пока другой человек все еще говорит, то можно упустить нить беседы.
Самое замечательное в первых двух упражнениях — они дают нам уверенность, что все будет в порядке, когда придет наша очередь говорить. Мы делаем упражнения в одиночестве, а затем становимся сильнее в разговоре с другом. Нам не нужно запоминать какие-либо подсказки или советы. Работа уже сделана. Это как тренировки в спортзале. Вы делаете работу в одиночку и становитесь сильнее.
Правило «Да, и…» означает, что необходимо слушать — потому что нужно знать, на что вы говорите «да». Все это поможет не попасть в ловушку, когда вы думаете о том, что сказать, вместо того, чтобы слушать.
Молчаливые люди часто играют незначительную роль в разговоре. Это абсолютно нормально, если вас это устраивает. Нет ничего плохого в интроверсии или молчаливости. Но если вы хотите общаться более активно, то это самые простые и эффективные из известных мне способов достичь цели.
Все люди разные. Некоторым интровертам это не нужно. А некоторым экстравертам, наоборот, окажется полезно. Все зависит от человека, и нет ничего плохого в том, чтобы молчать, если вы этого хотите. Но если вы хотите улучшить свои разговорные навыки, то это простой и удобный способ начать.
Первые два упражнения работают благодаря так называемой нейропластичности. Человеческий мозг предпочитает проторенные нервные пути. Чтобы упростить что-то, нужно сформировать новый путь, а затем укрепить его — вроде как примять высокую траву, чтобы сократить путь через поле. Затем, при постоянном повторении, все становится проще — трава вытаптывается при ежедневном хождении по ней.
Первое упражнение заставляет топтать траву, пугавшую вас раньше — то есть говорить без остановки. После того, как вы проделаете это несколько раз, трава примнется, и вы легко сможете бежать по ней. Второе упражнение посвящено вытаптыванию травы, которая мешает вам быть более выразительными или изменить свою подачу. Примните ее и упростите свой путь общения. Оно также хорошо подходит для подготовки к публичным выступлениям.
Чем чаще вы выполняете упражнения, тем более гладким будет путь, и тем легче и естественнее это будет происходить без вашего ведома. Попробовав «Да, и…», вы будете чувствовать себя хорошо, потому что не осталось высокой травы, которая сбила бы вас с толку. Вы ее уже вытоптали.
Материал подготовил
Руководитель КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Рoмaн Зaйцeв