ВС признал, что в текущей ситуации пандемии и ограничительных мер допустимо применять статью 451 ГК — изменять или расторгать договоры в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако за этим не последовало каких-либо конкретных разъяснений.
В своем новом обзоре про COVID-19 ВС также указал на возможность отказа от договора и его изменение по специальным основаниям. В качестве примеров привел статью 328 ГК об отказе от встречного исполнения обязательства и статью 19 Закона № 98-ФЗ о внесении изменений в законодательные акты о ликвидации ЧС, которая посвящена аренде. Однако позицию по вопросу о соотношении указанных норм в обзоре ВС не выразил.
ВС также не дал оценку основной проблеме применения статьи 451 ГК, которая ставит под сомнение ее эффективность. В силу пункта 3 статьи 453 ГК обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора. Однако в сложившейся ситуации очевидно, что суд должен изменять или расторгать договор с обратной силой — с момента начала действия карантинных мер, которые привели к потере экономической целесообразности обязательства.
Источник: электронный журнал “Юрист компании”
Материал подготовил
Юрист КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Елена Борисова