Писательница Мишель Лукаду объясняет, как загнать себя в рамки, чтобы работать продуктивнее
Есть расхожее мнение, что чем больше у нас возможностей, тем более творческой будет наша работа. Однако исследования показывают, что все может быть как раз наоборот. Когда у людей меньше возможностей и они не подавлены парадоксом выбора в плане творчества, новаторские идеи появляются гораздо чаще.
В исследовании, опубликованном в Harvard Business Review, говорится: «Мы проанализировали 145 эмпирических исследований о влиянии ограничений на творчество и инновации и обнаружили, что отдельные люди, команды и организации одинаково выигрывают от здоровой дозы ограничений».
В этом контексте мой собственный периодический паралич, когда я подолгу смотрю на зияющий пустотой экран компьютера, выглядит не таким бессмысленным. Возможно, мне просто нужны некоторые инструкции.
Для писателя, чья работа заключается в постоянном творчестве, это полезная информация. Несколько недель назад я решила поэкспериментировать с разными условиями и ограничениями в своей писательской работе. Я также применила ограничения к другим своим творческим проектам (я еще ставлю хореографию и снимаю фильмы). Большинство из этих ограничений помогли мне произвести более качественный контент.
Ограничение может касаться процесса или проекта в целом. Например, ограничение в одежде заключалось в том, что я могла одеваться только в нейтральные цвета. Художественное ограничение — в использовании только переработанных материалов и краски. Может показаться, что это ограничивает творческие способности, но в моем случае, напротив, позволило творческому потоку литься свободно.
Барри Шварц в «Парадоксе выбора» пишет: «Научиться выбирать трудно. Научиться выбирать грамотно еще труднее. А научиться выбирать в мире безграничных возможностей — еще труднее, возможно, слишком трудно». Так что сокращение творческих возможностей с неограниченного количества до (например) 20 освобождает мозг от огромного количества вариантов выбора.
Я экспериментировала с разными ограничениями в писательской деятельности, хореографии и кинопроизводству. Это помогло мне понять, что главная цель — постоянно создавать что-то новое. Не одну идеальную вещь. И, пытаясь решить проблему ограничений, которые я накладывала, я обнаружила, что меньше осуждаю свою работу в процессе.
Ниже я рассказываю о трех типах ограничений, которые я использовала в разных ситуациях. Делюсь ими в надежде, что они и вам помогут пробудить творческий потенциал.
Ограничения времени
Сейчас я пишу эту статью в условиях ограничения времени. Мои муж и сын ушли по делам (обычно это занимает около 90 минут), и я планирую закончить первый набросок к тому времени, когда они вернутся. Он будет неидеальным и его нужно будет много редактировать, но он будет написан.
Люди (вроде меня), которые склонны к перфекционизму, могут работать над проектом вечно, постоянно что-то изменяя и дорабатывая. Некоторые задачи просто невозможно завершить. Я поняла, что когда задаю себе определенное количество времени на творчество, я работаю значительно более продуктивно. Это помогает во всех моих творческих начинаниях — и в хореографии, и в кинопроизводстве.
Очевидно, что качество быстро завершенных проектов не всегда самое высокое, но мне легче ощутить поток, когда я выделяю непрерывное и ограниченное количество времени, чтобы сделать первый набросок рассказа, танца или графика съемок.
Кроме того, из-за временных ограничений в хореографии я была вынуждена просто что-то делать. Когда я давала себе час, чтобы создать минутный отрывок танца, я застревала в одной точке, пытаясь найти идеальный переходный шаг. Из-за нехватки времени я просто выбирала какой-то шаг, пусть он, по моему мнению, и не был лучшим, и двигалась дальше. Когда вся работа была закончена, я возвращалась к этому фрагменту и исправляла неловкое движение.
Ограничение ресурсов
У меня есть любимый проект, который я каждую осень даю своим студентам. Они должны за один день создать короткометражный фильм с участием лишь двух актеров в определенном месте. Они жалуются: «Но нам нужен третий человек, который будет официантом в ресторане!» «Наша история не заиграет, если мы не снимем ее в морге!» «Можно я завтра сниму одну быструю сцену?» Мой ответ? «Просто сделайте это».
Ко времени окончания работы их творческий потенциал зашкаливает. В одной гостиной с двумя участниками они снимают фильмы о зомби, шпионах, обреченных влюбленных, инопланетянах, сестрах, противниках и двух людях, которые были одним и тем же человеком — и все это за 24 часа.
Это ограничение можно применить ко многим творческим направлениям и просто к жизни. Оказалось, что я очень творчески могу подойти к играм с ребенком, если принять решение играть только с цветной бумагой. Ни ножниц, ни блестящего клея, ни маркеров, ни наклеек. (Между прочим, это может сработать при планировании ужина только из томатного соуса, риса и баклажанов.)
Исследование 2015 года, опубликованное в Journal of Consumer Research, показало, что сталкиваясь с ограничением ресурсов, участники исследования более творчески подходили к решению проблем. Как будто исследование дало им свободу творчески использовать свои возможности, потому что жизнь заставила. Мои студенты создавали новаторские шпионские фильмы с двумя актерами на съемочной площадке в гостиной, потому что у них не было другого выбора. И они были такими же фантастическими, как мои импровизированные обеды.
Ограничения тем
Как писатель-фрилансер я обычно могу писать обо всем, чем хочу. Как заметил Барри Шварц, иногда это может быть проблемой. Поэтому я решила ограничить свою писательскую деятельность тематическими условиями.
Я предложила своим друзьям предлагать мне темы для текстов. Им разрешалось давать мне только существительные, а потом я формулировала все остальное. Боже, как им понравилось это задание. Я получила такие темы, как «Секс в большом городе», «лампы» и «моющее средство Roomba». И я написала статьи по каждой из них (включая статью о том, как я предложила друзьям делиться со мной идеями).
Интересно в этом то, что, как только я начинала думать об одной из заданных тем, сразу появлялся способ сделать из нее интересную статью (или, по крайней мере, мне так казалось). Я написала о том, как перестала быть похожей на одну из героинь «Секса в большом городе» и стала походить на другую, я написала о запахах, связанных с продажами, и о том, как Roomba учит меня предпринимательству. Это было здорово! Я использовала свою творческую энергию, чтобы превратить тему «Roomba» в полностью реализованную статью.
Я считаю, что эту концепцию можно применить практически к любому другому творческому начинанию. Дизайнер интерьера может создать комнату в стиле пустыни или фильма «Бердмен», оператор может использовать только один тип камеры для всего фильма. В обоих случаях ограничения улучшают творческий результат.
Творчество — это индивидуальный процесс, но вы можете использовать ограничения, чтобы найти новые способы поделиться своим творчеством с миром. Вводя ограничения времени, ресурсов или темы (или, может быть, все три сразу!), вы можете выйти за привычные рамки, сделать что-то так, как раньше не представлялось возможным.
Вот что говорил об этом великий композитор Игорь Стравинский: «Чем больше ограничиваешь себя, тем больше себя раскрепощаешь. Деспотизм ограничения только помогает достичь точности исполнения».
Материал подготовил
Руководитель КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Рoмaн Зaйцeв