Гражданский Кодекс РФ в ряде случаев предусматривает освобождение от ответственности одну или обе Стороны коммерческих отношений при наступлении непреодолимых непредвиденных обстоятельств. ГК РФ называет такие обстоятельства обстоятельствами непреодолимой силы (цунами, землетрясения, массовые волнения и др.). Стороны гражданского оборота в договорах обычно пишут о форс-мажорных обстоятельствах, понимая в правовом смысле под ними обстоятельства непреодолимой силы.
Обычной в гражданско-правовых договорах является запись о том, что Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.
Термин форс-мажор и обстоятельства непреодолимой силы обычно понимаются как равнозначные. Если придерживаться формулировок законодателя, то правильнее указывать об обстоятельствах непреодолимой силы.
Периодически между Сторонами договоров возникают несогласия по вопросу о том, можно или нет то или иное обстоятельство считать обстоятельством непреодолимой силы. Окончательно при наличии неразрешенного спора решение по данному вопросу принимается судом. Разумным в конкретных договорах является указание на срок действия
обстоятельств непреодолимой силы, с истечением которого Стороны связывают определенные последствия (начало проведения переговоров, возможность отказаться односторонне от исполнения обязательства и т.п.).
С весны 2020 года органами власти применяются различные меры, направленные на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. На данный момент, очевидно, что ситуация будет продолжаться неопределенный период времени.
Участники гражданского оборота учитывают данные обстоятельства и в некоторых встречающихся на практике договорах появились записи о том, что Стороны признают, что Договор заключается и будет исполняться Сторонами в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), начавшихся до подписания Договора, Стороны договорились, что применительно к исполнению Договора распространение COVID-19 не будет считаться обстоятельством непреодолимой силы в смысле, установленном п. 3 ст. 401 ГК РФ, освобождающим Стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору.
Источник: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239
Материал подготовил
Ведущий юрист КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Муханов Михаил