Речь идет о правительственных законопроектах РФ, поступивших на рассмотрение в Госдуму в ноябре прошлого года, по одному из которых предлагается усилить уголовную ответственность за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию (ст. 178 Уголовного кодекса), а по второму – расширить полномочия органов ФАС России в части проведения проверочных мероприятий. В настоящее время законопроекты направлены в профильные комитеты нижней палаты парламента.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил в Правительство РФ официальную позицию, в которой выражает мнение о необоснованности предлагаемых мер. В частности, бизнес-омбудсмен считает, что оговариваемые поправки в УК РФ могут привести к увеличению количества уголовных дел по ст. 178 УК РФ и неоправданно расширить зону уголовной ответственности бизнеса за сговоры на рынке (например, авторами законопроекта предлагается внести ответственность еще и за участие в картеле).
Борис Титов также считает, что трактовка понятия "доход" в примечании к предлагаемой законопроектом редакции проектируемой статьи как "выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), извлеченная всеми участниками ограничивающего конкуренцию соглашения без вычета произведенных расходов", противоречит позиции Президиума Верховного Суда РФ, согласно которой под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия). "Поскольку именно размер ущерба в настоящее время отделяет преступление от административного правонарушения, новая трактовка приведет к тому, что под уголовную ответственность попадут сотни предпринимателей, при этом порог крупного и особо крупного дохода, будет преодолеваться намного проще, а это уже тяжкое преступление со сроком до 6 лет лишения свободы", – отмечает бизнес-омбудсмен.
Кроме того, предлагаемые меры по предоставлению полномочий органам ФАС России, в том числе по выемке документов, для Уполномоченного по защите прав предпринимателей представляются неоправданными и сравнимыми с полномочиями правоохранительных органов, что, помимо прочего, не соотносится с принимаемыми мерами, направленными на защиту от необоснованного применения мер, способных приостановить законную деятельность юрлиц или ИП.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Материал подготовил
Юрист КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Анна Яковлева