Законодательством установлено, что обработка персональных данных допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе при отсутствии согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, далее – Закон № 152-ФЗ). Вместе с тем, также указывается, что персональные данные могут быть получены оператором не только от субъекта, но и от другого лица. При этом должны выполняться условия предоставления оператору подтверждения наличия оснований соблюдения принципов и правил обработки данных, установленных законодательством (подп. 2 - 11 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ).
Так, например, налоговая служба может запросить сведения, подтверждающие право на налогоплательщика на налоговую льготу, если в самой инспекции такие документы отсутствуют или не представлены налогоплательщиком. Запрашивать проверяющие будут их у органов и иных лиц, обладающих этими сведениями (п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса).
При этом у налогового органа не будет согласия налогоплательщика на обработку его персональных данных. Тем не менее, как поясняет ФНС России, это не может рассматриваться основанием для не направления налоговым органом соответствующего запроса с целью подтверждения права налогоплательщика на налоговую льготу (письмо ФНС России от 22 октября 2019 г. № БС-4-21/21672@).
Именно поэтому типовые формы согласия налогоплательщика – физлица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, применяются в качестве необязательных.
Источник: http://www.garant.ru/news/1301201/#ixzz63eXMVBRT
Материал подготовил
Юрист КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Екатерина Лобазова