Правительство РФ разработало и внесло в Госдуму проект поправок в налоговое законодательство в части создания национальной системы прослеживаемости товаров1. Предполагается, что большинство положений вступят в силу уже с 1 января 2021 года.
Под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости. Национальная система должна обеспечивать сбор, учет и хранение сведений о таких товарах и операциях, связанных с их оборотом. Предполагается, что перечень таких товаров будет утверждать Правительство РФ, также, как и разрабатывать критерии отбора товаров в такой перечень и устанавливать перечень субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.
Законопроект предлагает закрепить в налоговом законодательстве общие положения о прослеживаемости, а также обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с такими товарами, порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении и об остатках товаров.
Прослеживаемость будет осуществляться на документарном принципе без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков. Им будет присваиваться регистрационный номер партии товара. Если товар был ввезен с территории иностранного государства, то такой номер формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации или аналогичных показателей заявлений о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Такой номер будет указываться в счет-фактуре или документ об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемых в электронной форме.
Прекращаться прослеживаемость товара будет либо при его исключении из вышеуказанного перечня, составляемого Правительством РФ, либо при выбытии товара, не связанного с реализацией (например, передача в производство, утилизация, конфискация и прочее). Также останавливается прослеживаемость и в случае продажи товара физлицам, не являющимся предпринимателями, для личных, семейных и иных не коммерческих целей, а также фактического вывоза с территории РФ, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта) или на территорию государств - членов ЕАЭС. При этом предусматривается и возобновление прослеживаемости товара в случае его возврата из производства, или в торговый оборот ранее переданных или отчужденных физлицам товаров.
Источник: http://www.garant.ru/news/1401961/#ixzz6SzjV0n00
Руководитель отдела продвижения систем Электронной отчетности и ЭДО
КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Максим Черемных