За последние годы значительно увеличилось общее число обращений граждан в суды по вопросам, затрагивающим права потребителей. Некоторые из обратившихся в юридический отдел КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА® за юридической помощью граждан высказывают недоверие к судам, скептицизм по вопросу о достижении успеха при обращении в суд. Невозможно в полной мере согласиться с такими негативными настроениями. Да, есть случае, когда разбирательство дел в судах затягивается, но в целом суды стоят на стороне граждан и выносят законные и обоснованные решения.
Обобщенные статистические данные, находящиеся в свободном доступе, показывают, что более 80 % всех исков, поданных гражданами в связи с нарушением их прав и со ссылкой на закон о Защите прав потребителей судами удовлетворяются. Это очень высокий показатель. При этом суды исходят из того, что граждане, которые получают от организаций товары, услуги являются более слабой, менее защищенной стороной в отношениях. В компаниях есть и юридические отделы и на подпись гражданам при реализации товаров и услуг обычно предлагаются типовые формы договоров, в которые не допускается внесение изменений. Нередко суды признают незаконными и не подлежащими применению отдельные положения договоров, заключенных между гражданами и организациями, которые производят, реализуют товары и услуги.
Штраф в пользу гражданина при удовлетворении судом взыскивается с виновной стороны даже если это требование не было заявлено. В случае, если уже после обращения в суд виновной стороной были удовлетворены требования гражданина-потребителя, у последнего сохраняется право требовать у суда взыскания штрафа с виновной стороны, а также всех иных понесенных расходов (расходы на направление претензии виновной организации, расходы на оплату юридических услуг и иных).
Источник: http://www.supcourt.ru/documents/all/29317/
Материал подготовил
Юрист КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Муханов Михаил