Гражданский Кодекс содержит положения о том, что ни одна из Сторона в отношениях не должна допускать злоупотребление своими правами. Граждане по Закону о защите прав потребителей наделены значительными правами, которые также должны использоваться добросовестно.
Есть тонкая грань между тем, где начинается злоупотребление правами и заканчивается использование всех возможным мер защиты свои прав и законных интересов. Именно поэтому суды очень осторожно применяют положения ст.10 ГК РФ, согласно которой «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав».
Так, например, при нарушении прав гражданина-потребителя помимо основного требования (замена вещи и др.) им может быть заявлено требование о компенсации морального вреда. Закон не определяет размеры морального вреда, пошлина независимо от заявленной суммы не взимается. Несмотря на такие льготные условия для потребителя, размер морального вреда все-таки должен быть определен разумно. Например, если основной ущерб составил 5 000 рублей, то требования о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 р. будут явно завышенными, очевидно, не будут серьезно восприняты судебными инстанциями. Навряд ли суд признает это злоупотреблением правом. Но в целом требования будут восприниматься судом как не продуманные, эмоциональные и это может повлиять на общий итог по делу.
Источник: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014512
Материал подготовил
Ведущий юрист КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®
Муханов Михаил